Домой  Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др.


"О природе таланта" Игорь Акимов, Виктор Клименко
"О мальчике, который умел летать, или путь к свободе"

        Для большинства людей представление о счастье укладывается в формулу "много". Много денег, много вещей, много еды, водки, баб, развлечений – и т.д. Кажется, что может быть проще? – знай, греби под себя вот и вся технология. Но "много" не имеет потолка, поэтому неизбежное однообразие притупляет вкус, азарт сменяется скукой, а свободная охота оборачивается добровольным рабством. Для других счастье укладывается в формулу "красиво ". Разумеется, это компромисс: нет зубов, чтобы отхватить у жизни кусок мяса с кровью, поэтому приходится ограничиться ролью дегустатора чужой стряпни. Наконец, есть люди, которые понимают, что счастье – это материализованный в чувстве покой. Иначе говоря, такая гармония с миром, когда человек его не ощущает.

        Если человек ослеплён глупостью – он не увидит истины, даже если разобьёт об неё лоб; если он сам уродлив – по своей мерке он будет переделывать и окружающих; если он защищён цинизмом – он пренебрежёт добротой.

        Хотя он [человек] и состоит из тех же элементов, что и весь остальной живой мир, он всё же выделен из этого мира. Одни считают, что он выделен сознанием, уникальной способностью мыслить; другие – наличием человеческой души (которая стоит над растительной и животной душами). Однако убедительней всего выделяет человека его способность сознательно переделывать мир. Это и есть талант. Он не у всех проявляется, но только потому, что обстоятельства жизни останавливают развитие человеческой сущности на каком-то предварительном этапе.

        Талант, заложенный в нас природой, может так и остаться нераскрывшейся почкой (в ней уже запрограммированы и побег, и листья, и цветы, и плоды), если эта почка была угнетена неблагоприятными обстоятельствами.

        Если человек самостоятелен, если он чувствует необходимость нового решения и способен его найти, – он безусловно талантлив.

        Талант становится понятным и простым лишь в случае, если он оказывается необходимой частью свободно развивающейся сущности – человека. Частью его души – но и тела тоже! Ведь талантлива не душа – талантлив человек. Да – это душа ощущает дискомфорт, это душа проявляет и называет его; но утилизирует дискомфорт – используя механизм таланта – именно человек. Человек как целостность тела и души.

        Любое заемное знание – даже самое качественное! – это ограничитель; оно мешает увидеть новое и тем более не гарантирует точной его оценки; а поскольку о любых предметах, явлениях и мыслях мы судим по тому, что знаем, – великое искушение втиснуть новое в пределы уже освоенного знания. Истина всегда впереди; прошлый опыт – не мера истины, а только ключ к двери, за которой она находится.

        Совесть – это оценка наших действий; оценка наша, но с точки зрения окружающих людей – как мы их понимаем; оценка, не имеющая ничего общего с реальностью – ведь мы судим об этих людях по себе, а они другие, совсем другие, чем мы их представляем. Значит, совесть – это уступка другим, это ничем – кроме страха, слабости, неуверенности в себе – не оправданное самоограничение. Совесть убивает в человеке самость, перерождает её в чужойность. Чем больше человек оглядывается на оценки других, тем меньше в нём остается его самого, тем больше он становится частью других.

        Значит, добросовестность – это дорога в добровольное рабство. Так неужели совесть – это отрицательное чувство? Конечно же – нет. Истинная совесть – это такая оценка наших действий, когда мы судим себя, не оглядываясь ни на кого вокруг, а только на гармонию собственной души.

        Если человек творил, создавая новое, если он нёс добро, если его след через жизнь остался рукотворной гармонией, – то в смерть он переходит незаметно (оставаясь живым в памяти людей), а если осознанно – так с облегчением: душа и тело славно потрудились – пора и на покой. Именно такой исход – норма.

        Когда же возникает неудовлетворенность прожитой жизнью, болезнь души, предсмертная тоска? Если играл в чужие игры.

        С первых шагов нам внушают самую благую установку: старших уважай, не перебивай их, не спорь с ними, уступай им место; и апофеоз – старший всегда прав!.. И что же мы получаем в результате? Ребёнок именно с первых шагов приучается зажиматься, не верить себе, приучается ждать подсказки, оглядываться на каждом шагу: ведь могут не только пожурить, но и обругать, даже наказать... И этот страх сказать лишнее слово, сделать шаг в сторону с проторенной тропы, не говоря уж о том, чтоб пойти против, настоять на своём,- этот страх подавляет личность, становится натурой, сущностью – сущностью раба.

        Если ребёнок – а затем отрок – развивался свободно, и свободным вошёл в юность – он останется свободным уже на всю последующую жизнь. Ничто его не уничтожит! Он может жить в рабстве, всем своим поведением демонстрируя свою рабскую сущность, – это ничего не означает. Если даже за всю свою жизнь он не выдаст себя ни словом, ни взглядом – сам он будет знать, что в его теле живёт свободная душа. И если представится шанс (а шанс для всех одинаков: жизнь ставит в обстоятельства, когда человек перестаёт терять энергию, значит накапливает её до тех пор, пока не лопнут цепи на его окрепших руках) – он свой шанс не упустит. Ничто – ни семья, ни долг, ни общественное мнение – не остановит его. Он может не дойти до цели – но он к ней пойдёт, и будет идти через любые преграды и потери; и будет счастлив, потому что – свободен.

        Дисциплина – это свобода действующая. Следовательно, это совсем не антипод свободы, это она сама, но если просто свобода – это некая абстракция, то дисциплина сгущает её для конкретного действия. Значит, дисциплина – это концентрированная, устремлённая к цели свобода. Вы привыкли к иному представлению о дисциплине. До сего дня для вас она означала послушание.

        Условие порядка. Норм общественного поведения." И как апофеоз этого: "шаг влево, шаг вправо – стреляем" – Это дисциплина раба. В ней нет даже духа свободы. Потому что при этом человек – средство достижения чьих-то целей. Причем он этого может и не осознавать; не понимать, что какой-то кукольник дёргает его за ниточки. Для родины, для коллектива, для семьи, для Дела он вжимается в свою тесную ячейку – и ещё гордится своей ролью. Гордится тем, что он винтик!..

        У винтика не может быть цели – он только исполняет функцию. Цель создаёт человек сам. Потому что цель – это и есть он сам, этот человек, только на новом, более высоком уровне, на который он поднимается (к себе) решая задачи. А то, что в его воображении цель материализована в каком-то деянии, надеемся, вас не смущает: ведь деяние – это всего лишь зеркало, в котором человек пытается себя разглядеть.

        Значит, дисциплина-послушание – это всего лишь кургузый обрубок (после казни на прокрустовом ложе) дисциплины истинной, потому что дисциплина – это свобода быть самим собой.

        Чем опасна чужая тропа? Тем – что она не твоя. Как бы ни была она близка твоей душе, она – чужая. Это не означает, что нужно всё время глядеть по сторонам - куда бы сойти; но об этом необходимо всё время помнить – и тогда однажды ты обнаружишь, что уже сам торишь тропу, а на прежнюю только ориентируешься.

        Чем опасны чужие крылья? Тем – что они чужие. Свои крылья (своя идея; возьмём мельче – свой технический приём) не подведут никогда. Их возможности соответствуют нашим сегодняшним силам, поэтому они дисциплинируют и являются стимулом к внутреннему росту, без которого не появятся и более мощные крылья – инструменты новой свободы. И новой дисциплины, ведь каждая следующая задача труднее предыдущей, значит, требует больше сил, повышенного качества, проясненной цели, – что фокусируется в одну точку именно дисциплиной.

        Истинный поводырь (педагог, родитель) не указывает дорогу; он помогает человеку найти себя, понять себя, стать самим собой – чтобы действовать свободно.

        Сколько людей живут мечтами! Не маниловскими – мечтами о реальных, полезных, интересных, совершенно новых делах. (А это уже признак таланта: ведь определена задача. Другие не видели, проходили мимо, а он первым заметил этот вопросительный знак.) Сколько людей наслаждаются мечтами, утешаются ими, оправдывают ими своё существование. Мечтают, мечтают – Но! – ненаписанные романы – не существуют! несозданные – в металле, пластмассе и резине – машины – не существуют! несмастерённая вещь, неповторимую линию которой вы увидали однажды, вдруг, в своём воображении – и этот образ жил в вашей душе, утверждал вас и поддерживал в тяжкие минуты, – и её тоже не существует!.. Их нет! Их нет, потому что вы их не сделали.

        Ведь что оправдывает нашу жизнь? Деяния. То, что произведено, выработано, сотворено ДЕЙСТВИЕМ. Только действием выражает себя талант. Действием, в результате которого появляется НОВОЕ.

        Творческий процесс не от богов зависит – только от самого творящего человека. Решает задачи – он сам; обнаруживает проблемы тоже сам. Боги могут предостеречь; могут помочь одолеть 99 тёмных ступеней; но сотую – она может быть и первой, и семнадцатой, и восемьдесят второй – ту самую, которая рождает творческий процесс, – он должен одолеть сам.

        Талант не открывает новых задач; задача, за которую он взялся, уже была известна – и даже решена – до него; но он решил её не так, как другие, а по-своему, оригинально. И этого достаточно, чтобы утверждать: задачу решил талантливый человек.

        Оригинальное решение обогащает нас, обогащает каждого, кто с ним соприкоснется. Обогащает потому, что в нём заложена энергия, которую автор потратил на это решение.

        Между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Гений – это человеческая способность чувствовать проблемы и решать их просто.

        Если это действительно гений – не яркая однодневка, не радужный мыльный пузырь, – как говорится, гений без дураков, – он прост в обиходе и правдив в суждениях. Он не шаманит; не напускает на себя загадочности, на свои действия – тумана.

        Человек сильный, человек мудрый, человек, получивший нормальное развитие, живёт, доверяясь своему чувству; его разум идёт вслед за чувством – материализуя его в мысль. Только такой порядок ориентации в окружающем мире гарантирует безошибочность действии.

        Повторяем: впереди чувство – за ним мысль, которая неразрывна с чувством, потому что является его продолжением, его второй ипостасью.

        Но нас с детства учат иному порядку действий: сперва хорошенько подумай (проанализируй, вспомни, прикинь варианты) – а уж затем – а "затем" получается стресс. Потому что мысль, не рожденная чувством, никогда с ним не совпадет. Они оказываются по-разному заряженными, по-разному направленными; при их соприкосновении происходит не слияние, а резкая вспышка – короткое замыкание.

        Значит, стресс – это конфликт между разумом и чувством.

        Душа, чувство знают свои пределы; оберегая человека от стрессов, они работают как предохранитель. Голова, разум пределов не знают, отпущенные на свободу, они влекут человека в бездну.

        Давайте наберемся мужества – и узнаем, кто мы есть на самом деле. Чтобы жить не выдуманной, а настоящей жизнью. И не вполсилы – а чтобы унести максимум того, что предлагает нам жизнь.

        До сих пор вы думали о себе – и полагали, что себя знаете. Мы предлагаем вам действовать. Потому что только действие назовёт, кто вы на самом деле есть.

        Человек не удовлетворяется тем, что имеет, хочет другого – и непременно красивого! – это так похоже на талант. Но только снаружи похоже. Сущность таланта иная: он смотрит на предмет, мысль, процесс – и они рождают потребность их переделать.

        Чувства – это единственный общий язык всех людей, поэтому для талантливой картины, для талантливой лирики, для талантливой актерской игры не нужно толкача – любой человек понимает их сразу и легко. Талант – это человек, материализующий своё чувство.

        Если вы будете не только знать законы, но и следовать им – ваша жизнь станет здоровой, наполненной и интересной. Дисциплина стоит не дёшево, но плоды её сладки: ведь в них свобода!

Далее (Тайна)


Домой  Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др.
Hosted by uCoz